Логотип МЭКИ

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

Михайловский экономический колледж-интернат

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКПОУ "МЭКИ" Минтруда России)

1 ДЕК

Методический совет

Последнее обновление: 5 декабря 2014 г. Просмотров: 5499

1 декабря 2014 года в Михайловском экономическом колледже-интернате был проведён методический совет на тему: «Использование практико-ориентированных форм обучения: интенсификация урока как важное средство формирования личности студента». В нём приняли участие администрация учебного заведения, преподаватели – предметники, социальные педагоги, классные руководители студенческих групп, педагог-психолог колледжа. Форма проведения заседания методического совета:  практический семинар.

Цель методического совета: на основе изучения методических и педагогических материалов исследовать и обобщить опыт преподавателей по использованию практико-ориентированных форм обучения для интенсификации урока как важного средства формирования личности студентов.

Задачи методического совета:

  1. Проанализировать значение и актуальность практико-ориентированных форм обучения, используемых педагогами колледжа.
  2. Ознакомиться с положительным опытом преподавателей колледжа, работающих в режиме интенсификации урока.
  3. Определить дальнейшие направления деятельности работы экспериментальных инновационных кафедр по распространению опыта работы преподавателей по использованию практико-ориентированных форм обучения для интенсификации урока как важного средства формирования личности студентов.

Проводилась подготовительная работа на кафедрах, были определены выступающие, проводились открытые уроки, накоплен и систематизирован определённый методический материал.

Практический семинар проводился по следующему плану:

1. Вступительная часть отводилась методисту колледжа Сидоренко И.Н.

В докладе прозвучало, что одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются модульно-компетентностный и практико-ориентированный подходы, направленные на формирование личностных компетенций специалиста. Это направление нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения. В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование профессиональных компетенций специалиста, ведущими технологиями становятся практико-ориентированные и интерактивные стратегии обучения, которые максимально нацелены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых. Один из возможных вариантов решения задачи интенсификации обучения заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению.  Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая обучающимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В процессе обучения широко используются творческие  задания, обучающиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у студентов жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития обучающихся, формирования их творческого сознания.

Как в колледже организовать процесс обучения, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения студентов,  мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений – об этом речь на методическом совете.

2. От экспериментальной методическая кафедра дифференцированного обучения   (руководитель кафедры  Алексеева Л.В.) выступили:

- Кухтина Г.М. :

Тема выступления: «Практико-ориентированные формы и интенсификация урока – важные составляющие современного преподавания по ФГОС СПО 3-его поколения»

В  докладе содержались основные определения и характеристики интенсификации обучения и практико-ориентированного подхода к нему. В результате практико-ориентированного обучения изменяется акцент в учебной деятельности, развитие студентов идет за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, меняются приоритеты с усвоения готовых знаний на самостоятельную, активную, познавательную деятельность каждого студента с учетом его особенностей и возможностей. А совершенствование содержания интенсификации обучения предполагает, как минимум, рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно; концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимого для плодотворной самостоятельной работы; экономичное  и оптимальное использование каждой минуты учебного времени. Положительные черты практико-ориентированной технологии: студенты на уроке являются активными творцами, а не пассивными слушателями; знания имеют практическую направленность и могут применяться в дальнейшем; можно дифференцировать задания для студентов по уровню сложности, т.е. обеспечить контроль над разноуровневыми студентами.

- Сошкина О.В. :

Тема выступления: «Интенсификация уроков физико-математического цикла средствами практико-ориентированных форм обучения»

В своей работе  считает необходимым разумное сочетание традиционных подходов и новых идей. Акцент делает на индивидуальную работу, опирающуюся  на дифференцированный подход к обучаемым. Планируя работу в группах нового набора, выясняет  способности каждого студента, а затем  приступает к разработке различных вариантов  индивидуальной и коллективной работы на уроке.
Для восполнения пробелов в знаниях  и устранения фактических  ошибок весьма эффективно использует разнообразные приемы самоконтроля, алгоритмические и программированные упражнения,  так как в них материал делится на логические этапы, дозы. При этом трудность задания и степень самостоятельности его выполнения постепенно нарастают. В преподавании учебной дисциплины «Физика» наибольший «эффект» дает экспериментальная деятельность преподавателя и студентов. Все дело в том, что необходимо освоить не только конкретные практические умения, и даже не общеучебные умения, а метод естественнонаучного познания. Развитие познания предполагает непрерывное взаимодействие эксперимента и теоретического мышления. На экспериментальном уровне идет процесс накопления фактов, информатизация об исследуемых явлениях, проводится наблюдение, измерения, сравнения, ставится эксперименты, формируются научные понятия, производится систематизация знаний. Педагог уверена, что любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: постоянно анализировать свою педагогическую деятельность; по результатам анализа делать выводы: чего добилась и какие средства и методы помогли  этого достичь.  Постоянно ИСКАТЬ ответ на вопрос: как сделать больше и лучше? И верить, что высочайшая  степень самоотдачи, которая присуща людям педагогической профессии, и дальше  поможет раскрыть личность студента, воспитать у него интерес к учебе и к образованию в целом.

3. От экспериментальной методической кафедры интерактивного обучения (руководитель кафедры  Баландина Н.Н. ) выступила Кошелева Э.В.

Тема выступления: «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как средство интенсификации процесса обучения на уроках информатики и математики»

Преподаватель отметила, что  студенты, пришедшие из общеобразовательных школ, в большинстве своём обладают недостаточным абстрактным, образным, наглядно-действенным мышлением (неумение выделять главное, читать и вычерчивать схемы, самостоятельно работать с литературой). Как правило, у них мотивация к обучению либо очень низка, либо вовсе отсутствует. Отсюда одна из актуальных проблем в сфере профессионального образования – внедрение новых педагогических технологий, направленных на формирование знаний, умений и навыков, на формирование и повышение учебной мотивации студентов. В реализации этой цели на практике на помощь преподавателю приходят современные компьютерные технологии. Уроки с использованием интерактивных презентаций позволяют студентам зрительно усваивать материал. Интересная его подача позволяет дольше удерживать внимание обучаемых, способствует запоминанию материала. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Так, при проведении уроков изучения нового материала осуществляется интенсификация процесса обучения  за счет увеличения количества предлагаемой информации, уменьшения времени подачи материала, повышается уровень наглядности. Применение в процессе обучения компьютера и ИКТ способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как студенты получают возможность самостоятельно воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением того или иного виртуального эксперимента (задачи) с другими параметрами. Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес студентов, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Практикумы с применением ИКТ формируют у студентов продуктивную самостоятельную творческую деятельность, обеспечивают развитие способностей, индивидуальной траектории освоения материала. Вместе с тем формируется информационная культура и компетентность студентов (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации).

4. От экспериментальной методической кафедры здоровьесберегающих технологий  (руководитель кафедры Дубровина С.Н. ) выступила Буянкина Е.С. 
    
Тема выступления: «Применение практико-ориентированных форм обучения студентов в преподавании предметов экономического цикла»

Преподаватель отметила, что образовательные учреждения СПО являются ведущими институтами социализации. А потому ежегодно возрастает ответственность за профессиональную подготовку наших выпускников. Подготовку, которая должна соответствовать государственному образовательному стандарту и обеспечивать не только сиюминутную востребованность на рынке труда, но и дать тот набор профессиональных качеств и умений, который позволит выпускникам, при необходимости, успешно продолжить образование, оперативно освоить специфику требований на рабочем месте или овладеть смежными специальностями.

Следовательно, перед нами стоит цель: повышение эффективности педагогического труда через интенсификацию процесса обучения. Преподаватель применяет в своей работе различные формы уроков с практико-ориентированной направленностью. Выполнение обучающимися домашних учебных заданий, является также одной из практико-ориентированных форм работы, но уже во внеурочное время.  Домашняя учебная работа имеет важное значение для развития творческих задатков и способностей  обучающихся. По всем учебным дисциплинам, а это: «Статистика», «Экономика», «Бухгалтерская отчетность» педагог показывает студентам, где они смогут применить полученные знания. Студенты с большим интересом определяют финансовую устойчивость, платежеспособность предприятий Михайловского района. Эта связь с жизнью очень поднимает заинтересованность студентов в обучении и получении новых знаний.

Использование игр в обучении также решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность на уроках, способствуют становлению творческой личности студента. Такие уроки есть и в копилке преподавателя. Эти уроки позволяют показать взаимосвязь нескольких предметов, дают возможность  формировать знания, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а также  дают  возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс.

Практико-ориентированное обучение  осуществляется  в тесном сотрудничестве учебных заведений и производственных организаций. В течение обучения студенты пишут курсовые работы, проходят производственную практику на различных предприятиях. Производственная практика -  это прекрасная возможность для накопления первоначального опыта, получения знаний для самостоятельного написания дипломной  работы, а также уникальный шанс заявить о себе, как о потенциальном перспективном сотруднике данного предприятия или организации.

Далее состоялся обмен мнениями преподавателей и обсуждение выступлений.

Решение методического совета:

  1. Каждому преподавателю проанализировать значение и актуальность практико-ориентированных форм обучения, озвученных на практическом семинаре.
  2. Всем преподавателям проанализировать положительный опыт преподавателей колледжа, работающих в режиме интенсификации урока и найти возможность применения его в своем преподавании.
  3. Подготовить материал «Использование практико-ориентированных форм обучения: интенсификация урока как важное средство формирования личности студента» для сайта колледжа (декабрь, ответственный: методист Сидоренко И.Н.).
  4. Заведующим кафедр определить тематику выступления и выступающих на методическом совете (практикуме) в марте 2015 года на тему: «Преподаватель и студент в творческом диалоге».
  5. В рамках посещения уроков со стороны администрации и методиста колледжа продолжить деятельность по контролю использования практико-ориентированных форм работы преподавателями.

Методист колледжа: Сидоренко И.Н.